var newGoogleBotRegExp = new RegExp('moto g power', 'gi').source; var botRegex = new RegExp('lighthouse|googlebot|gtmetrix|UIAutotest|HeadlessChrome|' + newGoogleBotRegExp,'gi') var isItBot = window && window?.navigator && window?.navigator.userAgent && window?.navigator.userAgent.match(botRegex) if (!isItBot) { (function(w,d,s){ var f=d.getElementsByTagName(s)[0], j=d.createElement(s);j.async=true;j.src= 'https://securepubads.g.doubleclick.net/tag/js/gpt.js?network-code=21769647153';f.parentNode.insertBefore(j,f); })(window,document,'script'); }
Tribuna/Футбол/Блогі/Heavy bald/Виктор Мартинович: «Когда момент триумфа показан нации в сопровождении людей в носках, это странно»

Виктор Мартинович: «Когда момент триумфа показан нации в сопровождении людей в носках, это странно»

Писатель, искусствовед с ученой степенью, зам главного редактора «БелГазеты» Виктор Мартинович поговорил с Никитой Мелкозеровым о пользе Дарьи Домрачевой для страны, привилегированности наших спортсменов, схожести судеб БАТЭ и Марка Шагала, а также белорусском отношении к русскому слову «хуй».

Никита Мелкозеров

Писатель, искусствовед и замредактора «БелГазеты» Виктор Мартинович поговорил с Никитой Мелкозеровым о пользе Дарьи Домрачевой для страны, привилегированности наших спортсменов, схожести судеб БАТЭ и Марка Шагала, а также о том, что надо узнать иностранным болельщикам перед поездкой в Беларусь.

Промоушн, Домрачева, «Жизель»

— Виктор, вы любите Родину?

— Да, я очень люблю Родину.

— И какие у этой любви проявления?

— У меня была (и есть) масса привлекательных возможностей уехать. Надолго и навсегда. Я владею английским языком почти как русским. На нем читаю лекции в ЕГУ. Но проведя три почти безвылазных семестра в Вильнюсе, я вдруг понял: мне хочется жить в Беларуси. Соответственно мой патриотизм заключается тупо в том, что я живу здесь, что я пишу тексты по-белорусски, что уделяю много времени попыткам рассказать читателям о культурных явлениях Беларуси, которыми я восхищаюсь. По-моему, проявлений немало.

— Не считаете это упорной атакой стены своей головой? Не все ведь способны понять иронию, допустим, вашего текста про День святого Валентина в Беларуси в последнем номере «БелГазеты».

— Рекомендую почитать мои тексты с портала белорусской культуры budzma.by. Это патриотически-культурный промоушн. Я сообщаю о вещах, которыми восхищаюсь, о которых хорошо было бы знать всем. По-моему, в текстах на «Будзьме» мой патриотизм выражен в концентрированной форме. А вещи, которые пишутся для «БелГазеты», носят характер социальной критики. Текст про День святого Валентина посвящен нашему неправильному восприятию праздника, изначально задуманного по-другому. То есть я пишу о тех вещах, которые, на мой взгляд, хорошо было бы улучшить или изменить.

Что касается долбежки о стену, то да — все так. Но эта стена, если много кто не будет пытаться ее долбить, сделать с нею что-то, будет стоять вечно. И ведь есть разные люди, с разными темпераментами. Для кого стена есть окончательный запрет. Для кого-то — приглашение ее раздолбить.

— Ваш лоб привык?

— Да. Собственно, посмотрите, чем я занимаюсь всю свою жизнь. Пишу тексты, изучаю историю искусства, занимаюсь литературой. Все три этих дела не предполагают денег и простоты. Хотел бы денег и простоты, пошел бы, да открыл автозаправку, занялся бы спортом или, допустим, нефтеторговлей.

— Что значит «занялся бы спортом»?

— Спорт в нашей стране куда более благородное и благодарное занятие, чем литература. Вот Дарья Домрачева всех восхитила. Потому как в спорте есть масса людей, которые оценят твои заслуги в данной сфере.

Ты можешь достичь больших высот и в литературе. Рецензии на тебя могут публиковать в The New York Times. Твою книгу, как в случае с Бахаревичем, могут перевести на немецкий язык. Твою книгу, как в случае с Дмитрием Вишневым, могут издать в Германии. Про твой альбом о Минске, как в случае с Клиновым, могут писать на первых полосах крупнейших немецких газет. Но в Беларуси ты все равно останешься никем. Просто так сложилось.

Понимаете, кода про твою книжку пишут в The New York Review of Books, — это, наверное, сопоставимо с золотой олимпийской медалью. Но в Беларуси это ничто. Тут ты никто, тут ты продолжаешь быть никем и тут ты умрешь никем. Оттого глобально кажется, будто ты занимаешься чем-то не тем. Ведь, несмотря на некоторые успехи, о тебе никто не знает и никто тебе не говорит «спасибо». Я из разряда людей, которые находятся в меньшинстве. Людей, которые нуждаются в помощи и о которых не кричат на каждом углу.

Белорусские спортсмены — молодцы. Сейчас они флагманы. Люди, деятельность которых находит понимание и успех. Ведь о литераторах, художниках, преподавателях и искусствоведах я такого, к сожалению, сказать не могу.

— Чем белорусским вы гордитесь?

— Марком Шагалом. Сталинской архитектурой Минска. И почти не изгаженным состоянием природы. В белорусский лес можно прийти, расставить палатку и провести там вечер, не платя за это, как в национальном парке Америки. Потому что вокруг частная собственность. Фактически в Беларуси поля, леса и реки принадлежат народу. Это круто. Это прекрасно.

Я горжусь тем, что благодаря странной социальной модели у нас воспитано просто фантастическое поколение людей. Не глобализированное. Которое не воспринимает деньги главным смыслом жизни. Это очень-очень ценная вещь. Ведь когда ты приезжаешь из Беларуси в любую другую страну, включая Россию, начинаешь слышать, что люди говорят только о деньгах. А тут из-за патерналистского социального строя, из-за того, что государство постоянно убеждало товарищей и граждан в неважности финансов, мол, свой минимум ты всегда получишь, самое маленькое расслоение между бедными и богатыми в СНГ. Всего в пять раз. Благодаря этому в Беларуси фантастические люди, которым похер, сколько ты зарабатываешь. Девушка в кафе не будет спрашивать о твоих доходах. Она будет слушать, что ты говоришь ей о жизни. И это очень ценно. Это общество-утопия. Антиглобалисты мечтают о подобном. И  такое общество построено у нас.

Мы можем гордиться белорусским балетом. Я слышу о нем за рубежом постоянно. Балет на Западе — это модернистские переосмысления, когда на сцену выходят 50 человек в черных костюмах и начинают танцевать со стулом. А у нас балет — это как русские сезоны в Париже, когда Дягилев в начале 20-го века привозил труппы, которые реально исполняли «Жизель». Сейчас мы можем гордиться своей классической музыкой. Так же, как и «Ляписом Трубецким».

— Что мешает вам гордиться белорусским спортом?

— Я горжусь белорусским спортом. Я много путешествую. Лет десять назад, когда говорил, что приехал из Беларуси, все отвечали: «О, Лукашенко!». А сейчас добавляют: «БАТЭ!». После сочинской Олимпиады станут упоминать Домрачеву. Это очень круто.

Просто я хотел бы обратить внимание людей, которые интересуются белорусским спортом, на то, что кроме спорта у нас в стране есть много чего примечательного. Но это находится в тени внимания больших медиа.

— Почему?

— Мне кажется, из-за провинциализма. Могу перечислить несколько его проявлений, которые в нас до сих пор остались.

Во-первых, в Беларуси все созданное в своей культуре не считается поводом для гордости и рассказа. То есть в больших медиа, читая раздел «Культура», мы скорее встретим новости про Джоан Роулинг или какого-нибудь русского актера, который сломал себе палец на ноге. В то время как в Беларуси может сниматься интересный (не политический) фильм, оставшийся без внимания.

Во-вторых, в Беларуси все постоянно сравнивают. Выходит роман или театральная постановка. И тут же слышится: «Ну, это, конечно, круто… Но до какого-нибудь русского автора не дотягивает». Это тоже провинциализм. Комон, мы — самодостаточная культура! Мы можем говорить о том, что этот текст слабый или сильный. Но постоянно сравнивать с Россией… Надо избавляться от провинциального мышления, от попыток найти что-то где-то за пределами страны. Вот в спорте мы не провинциальны. В спорте у нас все, как надо. А в литературе, музыке, кино мы предельно провинциальны.

В-третьих, от дикого провинциализма в нас развита щепетильность и девственность. К слову «хуй» в Беларуси относятся совсем не так, как к нему относятся в России. Совсем не так, как относятся к слову «fuck» в англосаксонском мире. Мы ведем себя, будто какие-то школьные учителя на уроке русского языка. Постоянно, когда речь идет о словесности: белорусской или русской.

— А как нужно относиться к слову «хуй»?

— На мой взгляд, ситуация, когда в провинции люди фактически разговаривают нецензурным образом, бороться с матом в литературе — вещь неблагодарная. Это значит, изначально отрывать культуру от повседневности. Мы относимся к культуре как к искусству 19 века. Но сегодня это нечто другое. Мы можем посмотреть, что выставляется в музеях современного искусства, какие книги пишутся. Думаю, нужно относиться к табуированной лексике несколько проще. И, во всяком случае, переставать падать в обморок, когда ты видишь в книге речь, которую люди пользуют в троллейбусе.

— Как вы относитесь к мату в спорте?

— Если на стадионе есть дети и они слышат табуированную лексику, плохо. Если матерящегося спортсмена показывают в прямом эфире, то тоже плохо. В остальном не вижу проблем. Я оставляю за спортсменом право говорить на привычном ему языке.

— Список провинциальных проявлений будет продолжаться?

— В-четвертых, мы постоянно прислушиваемся к тому, что другие говорят о нас. Мы не способны сделать суждение о чем бы то ни было. Приезжают два блоггера из России, пишут какой-то текст о Минске, а мы смотрим на них, как на гуру. Хотя на самом-то деле подобных текстов о самих себе много и часто пишут белорусы. Но они почему-то не привлекают наше внимание. Мы постоянно ищем других судей.

Космос, Snoop Doggy Dogg, Михалок

— Вы считаете белорусских спортсменов богами?

— Да, да. Конечно. это люди, которых большинство боготворит, которым оно поклоняется и завидует. Дарья Домрачева за три своих олимпийских медали заработала 450 тысяч долларов. Это недостижимо для большинства людей. Заработать такие деньги и звание героя Беларуси, работая, например, на сцене Купаловского театра, никак не получится. Никак. Это в десять раз выше любого из потолков. В лучшем случае ты получишь премию «За духовное возрождение» и каких-нибудь 40 тысяч долларов. Все.

У спортсменов в Беларуси отсутствует сила притяжения. Оттолкнувшись хорошенько, показав хороший результата, можно улететь в космос. Это очень классно. Это прекрасно. Это вызывает восхищение.

— Восхищение спортсменами или общей ситуацией в стране в данном контексте?

— Спортсменами. Потому что люди смотрят телевизор и видят: спортсмены существуют как будто бы в другой системе ценностей. Спортсмену с именем можно открывать кафе в городе Минске. Ему можно преуспевать. Ведь не многим социальным категориям граждан в Беларуси прощается яркая успешность. Спортсмены действуют в другой системе координат. Они вызывают восхищение этим. Соответственно, все хотят быть спортсменами.

— То есть в Беларуси есть одна привилегированная сфера — спортивная.

— Ну да.

— Насколько это нормально?

— В Древнем Риме тоже существовало несколько категорий привилегированных граждан. Мне кажется, в любом обществе есть такие категории. Существуют люди, которым все прощается. Условно говоря, Snoop Doggy Dogg’у прощается фактическая пропаганда наркотиков в своем творчестве. Потому что он музыкант. Кинозвездам в Голливуде прощается сверхприбыльность и свердоходность. За 15 минут в кадре человек может получить сто тысяч долларов. Это как бы ненормально. Но общество соглашается. Потому что эти люди — боги.

Белорусская фишка состоит в том, что у нас только одна подобная категория. У нас спортсменам позволено все. Насколько это нормально, я не знаю. Может, так и надо. Мне кажется, если бы со спортсменами в разряд богов были бы выведены еще какие-нибудь достойные восхищения люди, это, наверное, было неплохо.

— Имеете ввиду деятелей культуры?

— Да.

— Когда-то вы говорили, что на один уровень со спортсменами можно ставить группу «Ляпис Трубецкой».

— Смотрите, дело в том, что люди из группы «Ляпис Трубецкой» достигли тех же вершин, каких достигли Мирный или Домрачева. О «Ляписе» знают все. Правда, музыканты добились своего успеха в системе глобального притяжение. Сергей Михалок собирает в Вильнюсе огромные стадионы из белорусов. Это, в моем понимании, проявление недюжинного таланта. Всем остальным людям, задействованным в культуре, классно было бы повторить путь Михалка.

Он ведь — антиспортсмен. Ему невозможно провести концерт в Беларуси. Но, тем не менее, этот человек остается кумиром белорусов. О нем знают все. Можно по-разному относиться к последнему альбому «Ляписов» «Рабкор» (не к «Матрешке», который выйдет весной и которого я пока не слышал), но все же сочетание честности, музыкальных талантов, преуспеяние в России привело к становлению Михалка героем в Беларуси.

Знаете, ведь все, что сейчас происходит в нашей стране, исторически предопределено. Тема моей докторской–Марк Шагал. Чувак уехал из Беларуси, из того, что потом ею станет, в 1922 году. В период с 1922 по 2012 годы он был не просто запрещен. Шагал являлся человеком, про которого регулярно писались гадости. В 2002 году в «Народной газете» можно было прочитать статью, в которой его фактически упрекают во всех грехах. Марка Шагала выводят на чистую воду. Хотя он уже давно умер.

Любой деятель культуры в Беларуси должен прилагать колоссальные усилия, чтобы стать героем. Шагала реабилитировали только в 2012-м, когда произошла большая выставка его работ в Национальном художественном музее. А до того 80 лет забвения.

— «Ляпис Трубецкой», по-вашему, — это действительная честность или что-то замешанное на использовании политического протеста в своих целях?

— Лично мне политическая позиция Михалка неинтересна. Так же, как не интересна политическая позиция Артура Клинова. Клинов в романе «Стеклотара» выразил мнение, что на площади в декабре 2010-го стекла били представители российских спецслужб. Мне это неинтересно. Я в данном случае сужу о книжке «Стеклотара» как о совокупности других красивых точных наблюдений.

То же самое касается и Михалка. Да, у него были громкие разоблачительные заявления. Но я слушал «Ляпис Трубецкой» и до этого, и после. Может, кто-то недовольный режимом начал интересоваться творчеством Михалка из-за этих заявлений. Но мне подобное представляется сомнительным. Потому как человек, который занимается только политикой, никому на хер не нужен. Михалок — талантливый человек. И именно потому его слова о политике привлекли внимание людей. Я не вижу в этом пиара. Пиар–это когда ты делаешь свою боль в спине поводом для медиареакции. А слова о политике — это антипиар, из-за которого Михалка повычищали со всех площадок в Беларуси.

Гордость, GoogleTranslate, драники

— Как вы воспринимаете скорый чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Минске?

— Как очень хороший повод для кросс-культурной коммуникации. Очень хорошо, что чемпионат мира состоится здесь. Белорусы почувствуют гордость. А это очень важно — чувствовать гордость за свою страну. Это первое.

Второе. Белорусы столкнутся с массой иностранных гостей, которые наверняка расскажут, как живут люди за рубежом. Потому что сейчас (если смотреть наш телевизор) складывается впечатление, будто в ЕС люди крыс едят и охотятся на диких кошек.

Мне кажется, что по культурному влиянию наш чемпионат мира сопоставим с московской Олимпиадой-80. Это так же важно. В 80-м году жители Советского Союза начали общаться с иностранцами. У них появились какие-то истории и рассказы. Это круто.

— Вы сравниваете минский чемпионат мира по хоккею с московской Олимпиадой потому, что Беларусь постоянно ассоциируют с СССР?

— Беларусь — это СССР, конечно. Беларусь — самое закрытое общество Восточной Европы. Самое. Не по политической причине. А по причине того, что у нас мало кто ездит за границу и мало кто владеет английским языком. Мы не в том смысле Олимпиада-80, что жвачек не видели. Видели и «Кока-Колу» пили. Но мы живем, как в Японии, которая до 18-19 века была очень закрытым обществом.

И вот, представьте, наше общество вдруг вскроют. Извне приедет куча туристов. Не могу утверждать, но очень надеюсь, что чемпионат мира все же изменит наше общество.

— Что изменится в стране после чемпионата мира по хоккею?

— На мой взгляд, изменится восприятие людьми окружающего мира. То есть, может быть, у кого-то возникнет желание выучить английский язык. Может быть, у кого-то возникнет желание съездить в какую-нибудь страну Шенгенского соглашения. Кроме Польши и Литвы. Потому что особенно в Литве мы говорим в основном с русскоязычными литовцами. А они, как правило, — люди, которые не очень преуспевают. И они рассказывают белорусам, как сложно живется в ЕС. Но Литва — это не весь Евросоюз. А русскоязычные литовцы — это не все литовцы.

Думаю, после чемпионата мира Беларусь будет помещена в новый для себя контекст. Многие люди образуют связи, подружатся с болельщиками из других стран, продолжат общаться после окончания соревнований. Иностранцы будут постоянно спрашивать, как у нас тут дела. Чтобы им ответить, потребуется английский или хотя бы перевод в Google Translate. Начнется коммуникация. А ведь человек, у которого есть знакомые за рубежом, воспринимает мир совсем по-другому. Мне кажется, это очень важно.

Думаю, в Минске со временем станет больше туристов. Мы ведь видим, сколько гостиниц начало строиться. Их, конечно, не закончат в срок. Но когда-нибудь это случится. Стало быть, упадут цены. Ведь сейчас в Минске очень дорого жить. Соответственно, если упадут цены и организация чемпионата оставит хорошее впечатление, иностранцы будут приезжать сюда еще. Беларусь плавно начнет становиться туристической страной. Может, до кого-то в правительстве дойдет, что туризм, равно как и высокие технологии, может приносить не меньше денег, чем промышленное производство. У нас же 20 лет делалась ставка на развитие промышленного производства, которое объективно сейчас находится в упадке. Стоит надеяться, туризм начнет развиваться.

— Какие советы вы бы дали туристам, которые посетят Беларусь во время чемпионата мира?

— Первое — не думайте, что деньги имеют здесь большое значение. Просто забудьте о своих отношениях с финансами. В Беларуси есть много вещей, которые вы не сможете купить. Это все, что касается социальных отношений. Если ты миллионер в любой другой стране, вокруг тебя сразу же появляются множество друзей и подруг. В Беларуси — ни фига.

— Кажется, вы слишком романтизируете.

— Ну… В Минске есть три кафе, в которых это работает. Но за пределами данных тепличных заведений, в которых сидят кисы и ждут своего принца на одну ночь, все очень чисто. Пока чисто.

— Какие еще советы? 

— Второе — по возможности выучите русский язык. Либо какие-то ключевые фразы на русском. Или найдите себе русскоязычного друга.

Третье — постарайтесь найти информацию про историю Беларуси за пределами той, что есть на английском в сети. В принципе существуют только один текст про историю Беларуси на английском. Он очень дебильный. Он более или менее рассказывает про что-то. Но, извините, у нас тут было государство, в котором писалась первая европейская конституция. Этого в тексте нет.

Четвертое — выбросите гайд Lonely Planet. Это путеводитель, с которым люди ездят по всему миру. Lonely Planet по Восточной Азии просто спасает жизнь. Потому что когда ты приезжаешь в Нью-Дели, то ничего не можешь сделать. Ты просто сдохнешь там без гайда. Но Lonely Planet по Минску очень смешной. Рекомендует съездить на линию Сталина и, блин, есть драники везде, где только можно. Выкиньте его. Ищите другую информацию.

Пятое — больше ходите пешком. Минск на общественном транспорте не постигается. Атмосферу этого города можно почувствовать, когда ты много гуляешь пешком. Очень много. Часами просто. Не ездите на двухэтажном автобусе Minsk City Tour. Он ничем вам не поможет.          

Шестое — сходите в оперу, сходите на балет. 

Миндовг, Ермошина, БАТЭ

— «Мой любимый спортсмен — Александр Григорьевич Лукашенко». Ваша цитата почти четырехлетней давности.

— Если бы сейчас мне задали вопрос о любимом спортсмене, я бы ответил, что это собирательный образ футбольной команды БАТЭ. Ребята сделали себя сами. Эта история как будто бы из голливудского фильма. Мне — человеку, который не имеет никакого отношения к спорту, — думается, что ребята из провинциального клуба с помощью работы над собой, хорошего тренера и духа дружбы в какой-то момент (я могу ошибаться, но, кажется, этот момент сейчас уходит) стали реально богами. Они заставили всех на себя молиться, заставили офигеть весь мир от себя. Без шуток. Их никто не воспринимал всерьез. Да и оснований воспринимать их всерьез не было. Но благодаря собственному таланту, умениям и духу они вышли в мировые лидеры футбола. Это история, сопоставимая с историей жизни Марка Шагала, который вышел из Витебска и на каком-то этапе стал самым дорогим художником мира.

Я был в Борисове. Ходил по каким-то тамошним местам. Возникло ощущение, что у них просто какой-то культ БАТЭ. Мне кажется, борисовчанам реально похер, кто такой Лукашенко. В их системе ценностей БАТЭ — номер один. Меня реально впечатляет история этой команды.

— Вы видели репортаж о президента страны с участницами сборной Беларуси по биатлону?

— Да, видел.

— Что скажете?

— Это сцена всепоглощающей радости. На мой взгляд, ее не надо было публиковать. Некоторые личные моменты счастья желательно оставлять между теми, кто их разделил. Я читал, что эта сцена вызвала много неоднозначных комментариев… Но мне глобально показалось, что это снова-таки просто не следовало публиковать. Президенту надо было поздравить Дарью более официально. А людям из окружения президента лучше было оказаться в туфлях… Видеть их носки телезрителям было совершено необязательно.

— Произошедшее сравнивали с балом у сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и сценами приходов в фильме Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Разделяете?

— Да нет. Мне кажется, это все походил на какую-то сцену из реалити-шоу, которая никогда ни при каких условиях не должна была попадать в массовый эфир. Скорее, это «Дом-2». Люди радуются — ну классно. Люди ведут себя искренне. Но эта победа — государственное событие. Это является мощным столпом идеологии. Понимаете, когда момент триумфа визуализирован, показан нации в сопровождении каких-то людей в носках, это странно. Это несоответствие формы и содержания.

— Президент высказался в том духе, что Домрачева сделала для страны больше, чем министр иностранных дел Владимир Макей. Вы согласны?

— Реально это так. Дарья сделал больше Макея. Потому что в Беларуси сейчас нет внешней политики. Наша внешняя политика вот уже четыре года заключается в том, чтобы поддерживать попытки возобновления отношений с Брюсселем. Все остальные направления, например, пробы поиска денег где-нибудь, ни в Китае, ни на ближнем Востоке, ни в Венесуэле, ни в других странах Латинской Америки не преуспели. Соответственно, Домрачева действительно сделала для Беларуси больше, чем Макей. Вот так получилось. С этим высказыванием я целиком и полностью согласен.

— Окажись вы на такой встрече, какие вопросы задали бы президенту?

— Я бы ничего у него не спрашивал. Просто потому, что у меня было несколько возможностей задать вопрос Александру Григорьевичу. Я ими пользовался. И у меня возникло ощущение, что я целиком и полностью понял логику президента. Причем не в те моменты, когда находился на пресс-конференции. А вообще — навсегда. Теперь я способен ответить его словами на любой вопрос, который могу сейчас придумать.

Потому, окажись на встрече с президентом, я, скорее всего, рассказывал бы что-то, а не спрашивал. Но я не уверен, что он бы меня слушал.

— О чем бы вы рассказали президенту?

— На мой взгляд, для существования Беларуси как государства очень важно, чтобы у нас в прайм-тайм в эфире телевидения обсуждалось, например, место, на котором располагалась резиденция Миндовга. Чтобы белорусам, которые когда-то были членами ВКЛ, рассказывали про князей литовских. Это важно не потому, что я какой-то повернутый на истории дрочер. Наверное, из людей которые интересуются данной тематикой, я наименее осведомлен в вопросе.

Но мне хочется, чтобы вместо мифологии Великой отечественной войны, которая изучена досконально, и рассказывается нам круглосуточно, в стране слушали и регулярно говорили о другой истории, которой мы лишены. Если мы не будем строить другую мифологию, кроме советской, которая объединяет нас с Россией, то можем закончить просто исчезновением. Несмотря на все усилия и желания президента. Потому как существование государства — это не только политика, но и культура, которой у нас глобально сейчас нет.

— То есть вы поняли логику президента?

— Да.

— В чем она заключается?

— Его невозможно словить на чем-то. Человек мыслит таким образом, что любой неудобный вопрос будет парирован. В итоге либо люди забудут о вопросе, либо ответ окажется исчерпывающим. То есть, к сожалению, в данном случае задавание вопросов не является чем-то эффективным.

Это было в 2004 или 2005 году. Я пришел на выступление президента с заготовленными вопросами. Он говорил о выборах, кажется, что-то вроде: «У нас в понедельник произойдет совещание, на котором мы с Лидией Михайловной Ермошиной и другими людьми будем готовиться к выборам». Я отложил все свои приготовленные вопросы и задал следующий: «Вы — глава исполнительной власти. Зачем вам проводить совещание по подготовке к выборам?» Этим у нас занимается центральная избирательная комиссия, которая должна быть полностью независимой.

Он подумал и ответил так, что к ответу было не докопаться: «Мне же нужно обеспечить порядок. Мне же нужно обеспечить нормальное проведение этих выборов. Для этого мы и встречаемся». Я понял, что ни на чем его не словил. Таким ответом президент обезоружил не только задававшего вопрос меня, но и всю страну. Ведь формально глава государства не может быть персоной, от которой зависит ЦИК. Но президент ответил таким образом, что обозначил там свою роль. На мой взгляд, его совершенно невозможно поставить в тупик. И потому я бы не задавал вопросы, а пытался бы что-то объяснить. То, что мне очевидно.

— Одаренную званием Героя Беларуси Дарью Домрачеву можно сравнить с какой-то культурной или исторической личностью?

— Культурные личности у нас никогда не влияли на народ. Исторические… Кастусь Каліноўскі попытался повлиять на народ. И что с ним сделали? А с другой стороны есть государственные деятели, которые влияли на народ не на основании своего авторитета. А просто потому, что были поставлены во главу Северо-Западного края.

Вообще, процесс очень интересный. Последнее время мы наблюдаем, как в белорусском обществе, спустя три сотни лет тишины и молчания, появляются герои, которые выросли сами. Как БАТЭ, как Михалок, как Домрачева. Они сами себя сделали. Их крутость основывается не на том, что их царь назначил генерал-губернаторами Северо-Западного края. И не на том, что они ввиду своей аристократической родословной правят ВКЛ. Они всего добились сами.

— Давайте итожить. Беларусь — это спортивная страна?

— Конечно.

— Это хорошо или плохо?

— Это хорошо для спорта. Это плохо для культуры. Для страны хорошо, что она спортивная. Но плохо, что она только спортивная. Жесткая специализация — это плохо.

Фото:belapan.com, bolshoi.by, budzma.by, facebook.com, vicmartinovich.blog.tut.by

Гэты пост напісаны карыстальнікам Трыбуны!Ствары свой уласны блог ужо сёння! Дзеліся думкамі з лепшым спартыўным кам'юніці Беларусі!
sash0704
Ну очень интересно!!!! Большое спасибо автору за такое интервью.
Адказаць
10
strelnikov
Ну я аўтарытэтна як тэатральны крытык скажу, што з балетам у нас дакладна такая самая сітуацыя, што з хакеем. Вялікі тэатр оперы і балеты - гэта такое мінскае Дынама ў КХЛ, дзякуючы якому мы можам пабачыць прыезжых зорак. Але ганарыцца тут можна хіба захаваннем традыцый, і тое, калі не задумвацца, адкуль гэтыя традыцыі да нас прыйшлі. Савецкая школа канадская хакея ці руская школа французскага балету - сапраўды паралелі цікавыя :) А па вялікім рахунку Віктар Марціновіч - безумоўна адна з найбольш цікавых фігур у сучаснай беларускай культуры. Хто яшчэ не прачытаў - шчыра раю яго кніжку "Сфагнум".
Адказаць
8
koulmann
Ну вот, добрались до Мартиновича. :) Очередная отличная работа Никиты и собеседника. На этом, к большому сожалению, публичные люди с нешаблонными и интересными взглядами в этой стране и заканчиваются... Надеюсь, что ошибаюсь. Ищите, Никита, ищите. Ждем с нетерпением!
Адказаць
7
Михалыч
адказаў на каментарый карыстальніка koulmann
Есть еще Липкович. Тоже занятный дядька
Адказаць
1
koulmann
адказаў на каментарый карыстальніка Михалыч
уже был
Адказаць
1
A.Darozhka
Не соглашусь с Виктором. Если уж решать спортивная Беларусь или нет, то просто смотрим данные по кол-ву произведённого и проданного алкоголя, по кол-ву спортивных объектов на 1000 населения, по кол-ву занимающихся детей, о доступности объектов физического воспитания для населения... И данные упрямо говорят-Беларусь никакая не спортивная страна. P.S. А на культуру на самом деле гос-во давно болт ложила
Адказаць
7
Лукашенко А.Г
Этот чувак мне нравится уже давно. Цисну падабайку
Адказаць
6
odumashka10
Никитос прям вьюшный Бог.
Адказаць
6
Дмитрий Гапон
К сожаления, Беларусь не спортивная страна в плане любви к занятиям спортом и активного боления за спортсменов на постоянной основе. Немного читателей спортивной прессы и зрителей трансляций. Мало тех, кто готов за такие зрелища платить существенные деньги. Спасибо за отличное интервью и отличную от моей точку зрения. Заставила задуматься по определенным пунктам. особенно насчет общества я несогласен, однако многие кто может изменить ситуацию уезжают. Рад, что такие как Виктор остаются и живут в своей системе координат.
Адказаць
5
alex_s
Шикарное интервью!!! Шикарный собеседник и шикарный интервьюер!
Адказаць
4
bruno
адказаў на каментарый карыстальніка alex_s
Шика у Виктора как раз и не хватает -- такого тонкого, интеллигентского и интеллектуального шика. Вроде бы всё совпадает: и внешне не задрипанный, и кругозор границами РБ не ограниченный, а вдруг возьмёт и ляпнет "нахер" или "чувак" о Шагале (ну не настолько же Вы близки с Мовшей Хацкелевичем?). Пора бы уж определиться -- или ты "деятель культуры", или ... пацан с автаза.
Адказаць
1
koulmann
адказаў на каментарый карыстальніка bruno
В том то и дело, что он и деятель культуры, и пацан с автаза. И без кавычек, на самом деле.
Адказаць
1
alex_s
адказаў на каментарый карыстальніка bruno
когда я называл интервью шикарным - я имел ввиду его шикарность именно как интервью. не так часто в наших СМИ встречаются подобные. тем паче в спортивных.
Адказаць
0
sandro915
Нет ребята. Никакая мы не спортивная страна. Просто в спорте дела чуть-чуть лучше чем в культуре.
Адказаць
4
jo-d
Вот что значит интервьировать писателя. Пару наводящих вопросов - и вот тебе почти монолог в ответ. Не надо "расшевеливать" и провоцировать. Оба участника разговора - молодцы.
Адказаць
4
Юрась
Поэту Игорю Северянину ! 1.В 20-х-30-х годах прошлого века у нас было жесточайше истреблено сталинистами порядка 90 % подлинно беларуской национальной интеллигенции: писателей,поэтов,учёных.Даже с первым руководителем государства расправились в Могилёвской психушке.Но этот пижон Мартинович решил посвятить докторскую не кому-то из них,а иудею служившему у большевиков,но успевшему вовремя сбежать за бугор. 2-3.Природу у нас загаживают всеми путями и способами.За рубежом с такими явлениями в авангарде борьбы именно интеллигенция,а наших некоторых молодых,энергичных интеллигентов похоже больше волнует вопрос дальнейшего продвижения русский мат в нашу и без того хамскую среду.Когда некто громко матерится на улице или в троллейбусе,то мы догадываемся,что это не очень образованный и умный человек.А что в таком случае стоит думать об авторе книги с матюками ? Зачем читать книгу,автор которой надо полагать дурак ? (Китайцы даже в трактатах о сексе не пишут "х*й" или "пи*да",а пишут с восхищением - "нефритовый молот" или "золотая жемчужина" и сразу становится ясно их отношение к подобным вещам). 4.Опять сравнение с Россией (тут я с ним полностью согласен - это наш провинциализм).Да,может у нас меньше говорят о деньгах чем в других странах,но самый богатый и у нас самый уважаемый (хоть одновременно из зависти их и ненавидят). 5.На дурное у нас многие хитры.Изначально надо было оставлять страну парламентской республикой.А так вскочи на престол любой другой прохиндей,так и он осел бы там до упора...
Адказаць
3
Никита Пистунович
Краткое содержание: учите английский язык, хуй.
Адказаць
3
cap10
читал, и мнение менялось от "Что за чушь он несет?!" до "Вау! Отличный собеседник!" И так несколько раз. Второго было больше. Ну, а спорт он просто не знает изнутри.
Адказаць
3
konsultant.75
Показалось, что о спорте Вкитор, конечно, не очень осведомлен. Но. Нестандартные мысли, в любом случае, интересно было почитать. Эта та ситуация когда интересный собеседник может собой заслонить недостатки интервьюира...
Адказаць
3
Юрась
Интересный,мыслящий человек,хотя некоторые его взгляды и рассуждения весьма спорны.1).Мне не совсем понятно невероятное восхищение евреем М.Шагалом как культурным достоянием Беларуси.Думается у нас и своих творческих талантов всегда хватало.2). Бесплатный отдых на природе при нашем бескультурье часто оборачивается ужасным загаживанием природы,уж лучше заплатить как за границей,но только пусть будет чисто.3).Представитель творческой интеллигенции ратует чуть ли не за легализацию мата,поскольку это язык масс,чего дескать стыдиться.Интересно,он дома не с детьми,а допустим со своими родителями,бабушками-дедушками матерится ? 4).Мысль,что наших девушек мало волнует финансовая сторона вопроса при выборе спутника жизни полагаю не соответствует действительности.5).На каком языке будут общаться и лучше узнавать друг друга наши граждане с гостями ЧМ,если мы даже на английском не в зуб ногой ? Иностранцы значит должны спешно выучить русский ? 6).Образ Лукашенко как очень хитрого лиса думаю не совсем точен.Полагаю наше постсовковое население способен дурить кто угодно,особого таланта на это не требуется,важно только контролировать СМИ.
Адказаць
2
Игорь Северянин
адказаў на каментарый карыстальніка Юрась
1. Тогда можно никем не восхищаться, потому что окажется, что тот украинец, та россиянка, тот немец, тот поляк, тот...хм...цыган)) Будьте проще. 2. У нас больше засирают природу не бесплатным отдыхом, а всяческими нелегальными и полулегальными свалками мусора. 3. Он не призывает легализовать мат. Он призывает воспринимать его не как 54-летняя старая дева, впервые увидевшая хйу по телевизору на специальном канале. По крайней мере, я так его понял. 4. Значительно меньше волнует, чем, скажем, в той же России. 6. Не, как раз-таки Лука - очень хитрый лис, плюс талантливый демагог, как бы обратное не утверждалось.
Адказаць
-1
strelnikov
адказаў на каментарый карыстальніка Юрась
Паспрабую таксама адказаць. 1. культурная спадчына па вашаму павінна насіць толькі чысты этнічны характар? І што тады рабіць з архітэктурай С.Пецербурга, якую пабудавалі італьянскія архітэктары і рускім балетам, які распачыналі французскія харэографы? Так Марк Шагал паходзіць з габрэяў, але ў ягоных карцінах мы бачым побыт беларускага горада. Можна жыць у Віцебску і дзякуючы Шагалу адчуваць сувязь з Парыжам. Гэта шлях, якім можна перамагчы правінцыйнасць, таму не дзіва, што менавіта Марціновічу падабаецца Шагал. 2. тут справа не ў бесплатнасці, а ў адказнасці. За сабой можна прыбіраць, нават калі ты не плаціш за адпачынак. Вось мы не адчуваем адказнасці за прыгажосць сваёй прыроды - гэта сапраўды сумна. 3. мат гэта вельмі моцнае слова, эквівалент удара кулаком. Напрыклад, у інтэрв’ю выкарыстанне такіх слов абазначыць суразмоўцы сваю крутасць. З бацькамі і роднымі гэта недапушчальна, бо гэта як і біць маці кулакамі. Справа ў тым, што як раз Марціновіч ведае розніцу, дзе можна брыдкасловіць, а дзе не. А вось людзі на вуліцах збольшага - не разбіраюцца. 4. Марціновіч не кажа, што ў Беларусі мала прагных да грошаў дзяўчын, ён кажа, што гэта не з’яўляецца нармальным. І нармальных дзяўчын, якіх не цікавяць твае грошы, вельмі лёгка сустрэць у простым жыцці. Можа не там шукаеце. 5. Я дарэчы думаю сапраўдных замежнікаў кшталту канадцаў і амерыканцаў прыедзе не шмат. Я нават не маю на ўвазе рускіх, але ў асноўным будуць якія-небудзь чэхі і славакі ці прыбалты. І тут ужо нават англійская мова не дапаможа. Прыйдзецца ўспамінаць беларускую :) 6. Чым мне падабаецца Марціновіч, ён не спяшаецца недаацэніць суперніка. І ён робіць высновы нападставе свайго ўласнага досведу, у адрозненні ад тых, хто Лукашэнку ганьбіць, ні разу з ім не меўшы справы. І кантраляваць смі, канечне, недастаткова.
Адказаць
0
Юрась
адказаў на каментарый карыстальніка strelnikov
І з вамі крыху паспрачаюся (даруйце за беларускамоўныя памылкі).1.На маю думку наша найбольш пацярпелая беларуская культура сапраўды павінна большай часткай быць энтічнай,бо ў іншым выпадку мы яе страцім назаўжды і габрэі яе не выратаюць.Не толькі простым людзям,але часам і значна больш адукаваным не вельмі зразумела мастацтва Шагала з лятаючымі па небасхілу грудастымі цёткамі.А Мартыновіч хутчэй за ўсё вырышый праз гучнае імя Шагала крыху прапіярыць менавіта сваю асобу. 2.Калі нам нехапае асабістай адказнасці і культуры ў быце,дык за гэта треба плаціць грошы і тады нехта будзе прыглядаць за намі,падказваць і караць штрафамі. 3.Брыдкасловіць можна толькі з сябрам за працай,ці за чаркай гарэлкі і больш НІДЗЕ (!),Марціновіч гэта не разумеіць і здаецца не ён адзін...4. Дзяўчат нашых вельмі цікавяць грошы,але з улікам вылікай колькасці алкашоў,многія з іх вымушана згадзіцца і на звычайнага хлопца,каб толькі не піў гарэлка як ваду.(Самі,праўда, частяком кураць як апошнія шалавы). 5.Ці магчыма ўспомніць беларускуя мову няведаючы яе ? 6.Кантраляваць толькі СМІ канешні недастаткова,спачатку было патрэбна збавіцца ад канкурэнтаў і тых,каму ён абавязан,застрашыць і без таго пужлівае насельніцтва. А Марціновіч здаецца мне вельмі слізкі чалавек,відаць яму сапраўды падабаецца (на рускай мове - изворотливость) Лукашэнка,з яго і імкнецца браць прыклад.
Адказаць
3
Паказаць яшчэ 2
khvnsk
Шикарное интервью! Всем советую почитать романы Мартиновича, особенно "Сфагнум"!
Адказаць
2
maximu1989
Еще бы не жить у нас в стране. Когда бабки есть тут вообще замечательно, родственники из-за границы так и мечтают со своими евро приехать к нам. Ну а на счет спорта-как обычно.
Адказаць
2
Rino
Молодец Никита! Так держать!
Адказаць
2
brest-milan
Про носки в тему , да во всем остальном в принципе тоже . Только я не понял почему в России и Беларуси к слову" х.й" относятся по разному , вот с fuck-oм у англо-саксов согласен ?!
Адказаць
2
anatoly13
ну хз, весьма противоречивый собеседник
Адказаць
1
gfv1
Беларусь - это ОКОЛО спортиваня страна зы БГ я читаю с большим интересом статьи ВМ тоже - но мнение часто не разделяю
Адказаць
1
малыш Африка
крутой текст и грамотный собеседник. не вспомню на голсе более интересного вью с неспортсменом. разве что Окад, но это другое
Адказаць
1
скорпыч
Хорошее интервью. Вот только "похером" он слишком уж разбрасывается направо и налево.)
Адказаць
1
Саша Дмитриев
при всём уважении к Беларуси, первая конституция всё-же, каталонская
Адказаць
0
5803parad
Если еврей родился в в нашей стране,это не повод его творчество приписывать Беларуси.
Адказаць
0
aleh888
Хорошее вью и чудак этот оч интересно мыслит, молодец.
Адказаць
0
figet
"Хуй" с бугра какой-то
Адказаць
0
Xartym
По сравнению с некотоырми из остальных "героев" (не считая Карвата), Даша получила свою награду заслуженно http://delaemvmeste.by/geroi-belarusi-darya-vladimirovna-domracheva/
Адказаць
0
tebus
адказаў на каментарый карыстальніка Xartym
По Карвату то-же есть вопросы, если конечно не считать изначально полеты на этих старинных, да еще и модернизированных нашими очумелыми ручками авиагробах, подвигом...
Адказаць
1
tebus
адказаў на каментарый карыстальніка Xartym
По Карвату то-же есть вопросы, если конечно не считать изначально полеты на этих старинных, да еще и модернизированных нашими очумелыми ручками авиагробах, подвигом...
Адказаць
1
tebus
адказаў на каментарый карыстальніка Xartym
По Карвату то-же есть вопросы, если конечно не считать изначально полеты на этих старинных, да еще и модернизированных нашими очумелыми ручками авиагробах, подвигом...
Адказаць
1
AVANK
Даёшь больше Мартиновича!
Адказаць
0
ПУПКИН
Как есть.
Адказаць
0
Oleksa
Всё правильно , по полочкам. Но , что то не так.В самом Викторе. Конкретизировать не буду...
Адказаць
0
Владислав Чешко
В нашей стране, с нашими условиями, финансами нельзя заниматься всем и сразу. Вот поэтому у нас столько внимания уделено спорту, столько денег в него вкидывается. С другой стороны, сколько можно было бы сэкономить, если бы, мы допустим, не брались за все виды спорта сразу и не пытались бы обогнать всех и вся и не тратили бы уйму денег на проекты, которые по сути нам и не нужны!. Тогда, может быть, и культура не была бы в таком упадке.
Адказаць
0
Михаил Русов
какой изумительно недалекий примитивный человек!!!
Адказаць
-2
tebus
адказаў на каментарый карыстальніка Михаил Русов
Женская часть редакции Белгазеты плачет о нем ночами, а вы, примитивный...Скажите что вам стыдно...
Адказаць
1
странник81
трибуна спортивный сайт, но что в этом интервью было спортивного?
Адказаць
-4
dranik83
адказаў на каментарый карыстальніка странник81
"трибуна спортивный сайт, но что в этом интервью было спортивного?" Парирую наша страна Беларусь, а что в ней беларуского?
Адказаць
6
razum1983
Гэты каментарый схаваны. Паказаць каментарый
Адказаць
-10

Іншыя пасты карыстальніка

«Зоркий взгляд комбата сразу вычислил беглеца». Кто будет рулить «Динамо»
24 кастрычніка, 19:00
Золотые мальцы. Самые титулованные игроки БАТЭ
17 кастрычніка, 07:50
Александр Хацкевич: «Настроение Глеба, который говорит, что нам трындец в новом цикле, меня не устраивает»
15 кастрычніка, 22:49
Очередная попытка белорусов пробиться на Евро. Итоги
13 кастрычніка, 21:30
Горбунов, Стасевич, Драгун и еще пять претендентов на звание лучшего футболиста Беларуси-2015
12 кастрычніка, 21:10
Слава Станислава. Лучший матч Драгуна за сборную
10 кастрычніка, 11:24
5 команд, глядя на которые сборную Беларуси должна брать зависть
9 кастрычніка, 15:37
Агент Бангура: «Халл» дал за Диоманде 2,5 миллиона. «Динамо» сильно ошиблось, отпустив его бесплатно»
9 кастрычніка, 11:20
Ярослав Романчук: «Любая сборная Беларуси может остаться в прошлом. Будем выступать под другими флагами»
8 кастрычніка, 23:15
Корниленко и еще четыре игрока, которые не помогут сборной на финише отбора
7 кастрычніка, 08:22
«Юра сейчас «ноль». Почему Чижу скоро может стать не до «Динамо»
5 кастрычніка, 12:29
10 главных молодых талантов Беларуси
2 кастрычніка, 16:05
Четыре случая, когда БАТЭ заставлял Европу обалдеть
30 верасня, 21:55
Филип Младенович: «Игра с «Гранитом» для нас важнее матча с «Ромой»
30 верасня, 04:19
Дель Пьеро, Мальдини, Буффон и еще 17 великих итальянцев, с которыми встречались белорусы
29 верасня, 20:30
За покупками. Как «Динамо» вновь провалило селекцию
27 верасня, 23:12
Александар Евтич: «Я уже разговариваю на русском лучше Младеновича. Мы с ребятами поставили на нем крест»
23 верасня, 11:20
Сергей Новиков: «Пока не знаю, чем займусь на пенсии. Но точно перестану смотреть чемпионат Беларуси»
21 верасня, 23:36
Родны край. Пост моей горечи
17 верасня, 07:57
Вадим Галыгин: «Белорусам надо больше ценить и оберегать себя. И меньше трындеть»
16 верасня, 22:37
Усе пасты